КОНКУРС ЭССЕ
«Я ЧИТАЮ ДОСТОЕВСКОГО»

Объявление

Дорогие друзья!
Приглашаем к участию в конкурсе учащихся 9-11 классов средних
общеобразовательных школ Российской Федерации, а также учащихся учреждений среднего профессионального образования, в том числе негосударственных. Поступившие на конкурс эссе пройдут экспертизу у специалистов из ПСТГУ, МГУ, ИМЛИ РАН и будут рассмотрены по системе из 12 критериев (каждый оценивается по 5-балльной шкале, затем полученные
баллы складываются, и выводится общий результат).

От авторов эссе мы ждем не только знаний по выбранной теме, но и – самое важное – своего собственного, самостоятельного взгляда, благодаря которому вы сможете показать нам новые, ранее неизвестные и только вам открывшиеся грани мира Достоевского, пусть и неожиданные и не всем понятные. Но вы объясните!

При работе над эссе советуем, помимо прочего, воспользоваться субъект-субъектным методом чтения художественных произведений, предложенным в новой книге известного литературоведа Т.А. Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания» (см.: Список исследовательской литературы, № 13). Сам художественный текст (и стоящий за ним автор) воспринимается здесь как личность, с которой можно вступить в равноправный диалог. Это метод чтения, «основанный на слушании писателя и на доверии к нему, – а не полное и завершенное истолкование бездонного текста Достоевского» как бы со стороны. Причем «точками входа» (а для всех они будут разными) в мир того или иного произведения становятся непонятные, вызывающие вопросы места в тексте (тоже для всех разные). Они формируют «проблему именно моей встречи с текстом» Достоевского и определяют уникальную ценность ее результатов.

Торжественное награждение победителей призами и почетными грамотами (соответственно 1-му, 2-му или 3-му занятому месту) состоится в Соборной палате ПСТГУ (Москва, Лихов пер., 6) в декабре 2020 г. Кроме того, три лучших эссе будут целиком напечатаны в одном из ведущих научных изданий международного уровня «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал» (Москва, ИМЛИ РАН) в 2020-2021 гг. Там же будет представлен, в рамках отчета о конкурсе, обзор поступивших эссе с указанием фамилий их авторов.

Конкурсные работы просим высылать до 30 сентября 2020 г. включительно на адрес электронной почты: dostoevskyesse@gmail.com

Предлагаемые темы эссе
Биография писателя



1. «Я происходил из семейства русского и благочестивого»: московское детство Ф.М. Достоевского (семейный уклад, Троице-Сергиева лавра, книга Иова, Даровое).

2. «Мертвый дом» в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского: Евангелие, русский народ и «перерождение убеждений».

3. «Это кающийся»: святой старец Амвросий и Ф.М. Достоевский в Оптиной Пустыни.



Роман «Бедные люди»

4. «Восстановление погибшего человека» – «мысль христианская и высоконравственная»: «Бедные люди» как социальный роман в понимании Ф.М. Достоевского.

5. Можно ли назвать Макара Девушкина «маленьким человеком»? (по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»).



Роман «Белые ночи»

6. Мечтательство как «воплощенный грех» и духовный тупик (по роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи»).

7. «Нехорошо человеку быть одному»: Настенька и Мечтатель в романе «Белые ночи».

Роман «Преступление и наказание»

8. «Русские люди… широкие…, как их земля»: пространство свободы в судьбе Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

9. Возможна ли «кровь по совести»? (прообраз революционного насилия в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

10. Диалектика закона (справедливости) и благодати (милосердия) в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Катерина Ивановна и Соня Мармеладова.

11. Чтение о воскрешении Лазаря в идейно-художественном целом романа «Преступление и наказание».

12. «Ненасытимое сострадание» к человеку – евангельский свет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

13. Откровение Иоанна Богослова в Новом Завете и эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

14. Два Миколки в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: нигилизм и святость в русском народном характере.

Роман «Идиот»

15. Лев Мышкин как «князь Христос»: копия, подражание, пародия? (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).

16. «Какая красота спасет мир?»: Настасья Филипповна и Аглая в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

17. «Приговоренный к смерти»: почему Ипполит Терентьев и любит, и ненавидит князя Мышкина? (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»).

Роман «Братья Карамазовы»

18. Христос и Антихрист в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (поэма «Великий инквизитор»).

19. Путь духовного возмужания: Алеша Карамазов и старец Зосима в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

20. «Если Бога нет, то все позволено»: диалектика Ивана Карамазова (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

21. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»: искушения Дмитрия Карамазова (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).



Литература в помощь участникам
1. Сараскина Л.И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 2013. 825 с.

2. Чулков Г.И. Жизнь Достоевского / Сост., подгот. текста, коммент. и вступит. статья О.А. Богдановой. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 472 с.

3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага: The YMCA PRESS Ltd., 1td., 1923. 238 с.

4. Белов С.В. Ф.М. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь. Т. 1—2. СПб.: Алетейя: Российская национальная библиотека, 2001.

5. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1947. 561 c.

6. Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Индрик, 2013. 456 с.

7. Манн Ю.В. Боль о человеке // Достоевский Ф.М. Белые ночи. Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя). М., 1986. С. 3–16.

8. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Серебряный век, 2016. 560 с.

9. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 2014. 208 с.

10. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т.А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. 559 с.

11. Новикова Е.Г. «Nous serons avec le Christ». Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. 244 с.

12. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / Под. ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. 835 с.

13. Степанян К.А. Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» М.: Изд-во Московского ун-та, 2018. 176 с.

14. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.

15. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников. Челябинск: Металл, 1997. 272 с.
Критерии оценки конкурсных эссе
1. Объем – не менее 5500-6000 печатных знаков с пробелами (3 страницы).
2. В эссе, посвященном какой-либо одной теме, тем не менее должно чувствоваться общее
представление обо всем творчестве Ф.М. Достоевского и его жизненном пути.
3. Знание основ христианского вероучения и содержания Нового Завета.
4. Всестороннее (во всех главных аспектах) рассмотрение проблемы, указанной в заглавии эссе.
5. Пусть небольшой, но реальный вклад в новое понимание того или иного произведения Ф.М.
Достоевского (по сравнению с уже известными исследованиями).
6. Осознанная и ясно выраженная личная позиция автора эссе по отношению к обсуждаемой
проблеме (обычно в выводе).
7. Хорошее знание текста произведения Ф.М. Достоевского, которому посвящено эссе,
отсутствие фактических ошибок.
8. Опора на тексты произведений и писем Ф.М. Достоевского при рассуждениях на выбранную
тему (цитаты, обращение к эпизодам, анализ системы персонажей). Однако объем цитат не
должен превышать ¼ общего объема эссе.
9. Логическая последовательность в изложении мыслей.
10. Четкая композиция эссе: вступление, основная часть и вывод.
11. Орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность.
12. Аккуратность оформления.

Made on
Tilda